ЛЕСТВИЦА - обсуждение "груз 200"

Автор темы #1
20 июня 2020,

отзыв на стрим «груз 200».

Стрим смотрела в записи 15.06.



Отзыв начала писать на следующий день.

-------------------------
Вчера была в шоке.
Путного ничего написать бы не смогла.
Слушала начало стрима на тему «груз200». На том месте, где ты, Егор, велел, выключила стрим и посмотрела фильм.
Впервые.

Да, пересматривать не буду. Там так сделано, что образы впечатываются в сознание. И я могу его пересказать достаточно точно.
Вообще, это свойство — впечатываться в сознание — очень показательное.

Хотя я в этом плане не обычный зритель.
Дело в том, что я очень редко смотрю кино. Вообще.
Где-то раз-два в полгода, не чаще.
Потому что не люблю кино.
Точнее, разлюбила Я слишком восприимчива, чтобы набрасывать «в себя» все откуданивозьмишные образы-сюжеты.
И будут они в моём сознании плавать «без берега», не давая развиваться моим собственным...

Да и некогда до них.

Смотрю кино по рекомендации стОящих людей или для занятий, с дидактическими целями, как сейчас.

Да, это страшная сказка.
Однако жестоко неправы (или же лукавят) те, кто говорит, что это кино — пасквиль на жизнь в СССР.
Смотри: ничего ПО СУЩЕСТВУ не изменится, если вместо 1984г написать, к примеру, год 2019.
А вместо заклинания:«мой папа — секретарь райкома» - «мой папа — депутат едро» и т п.
На маечке крученого хлопчика вместо «СССР» может быть написано ...да что угодно, ЛЮБАЯ аббревиатура, соответствующая описываемому времени.
И даже без привязки к России вообще.
Пожалуйста — Германия, Америка, Африка — это не суть.

По сказке это соответствует обороту: «В некотором царстве, в некотором государстве...»

Девочка — это принцесса, которая попала в ...зазеркалье.
Только не сказочно-метафорическое, как у Алисы, а некий жёсткий, как сейчас некоторые говорят, «трэшный» антимир, в котором ПРЕЖНИЕ привычные правила не работают, заклинания теряют силу, и сколько не уповай (сколько не говори «халва») - сладко не становится.
Фраза «мой папа — секретарь райкома» - это заклинание.
Оно не работает НИ РАЗУ, но принцесса ПОВТОРЯЕТ его,.. потому что другого не знает. А придумать не умеет.

Принцесса ведёт себя странно.
Она в самогипнозе собственной неуязвимости??
Она ведёт себя НЕ ВЗРОСЛО.
Для начала — едет с кем попало невесть куда. Т.е. сама выходит за пределы известного мира. В поиске приключений? В обычном мире было СКУЧНО??

Когда она остаётся ОДНА В МАШИНЕ - выставляет «заставу», но она не хранит себя, закрывшись в этом бастионе (там она вернее могла бы остаться невредимой), — идёт в ночь - «решать проблему». Т.е. Не умеет оценить ситуацию.

При первом приказе раздеться и принять позу она соглашается.
Ни попытки сопротивления. Тупая трусливая покорность. «Хорошая девочка»??
Настолько «хорошая», что туфли бережёт больше чести. Собственно, эти туфли остаются при ней, когда она уже потеряла всё — последним талисманом из «прошлой» беззаботной жизни.

Когда мент её везёт в мотоколяске по городу, она молчит, не орёт во всё горло, зовя на помощь. Молча же заходит в подъезд.
И даже, будучи заточённой в квартире мента, молчит!
В конце концов, кровать не прибита к стене — можно двигать её к двери, орать в проём, разбить окно каблуком красной туфли, звать ЛЮДЕЙ на помощь... звери перегрызают лапу и уходят из капкана. Но не принцесса.

Обращение к насильнику: «дяденька»...
К Антонине - «тётенька»...
Принцесса-дитя. Она не повзрослела в результате.
Она угрожает насильнику, ссылаясь на могущество покровителей, и тут же покорно соглашается на всё. И плачет... В обзорах некоторые называют героиню «инфузорией».
Это внешний образ.
А, глядя глубже, вижу смятение духа попавшего в абсурдную обстановку человека, потерявшего опоры.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Мент поганый — ага, поганый изрядно.
Но!
Он ведь НЕ ХОЧЕТ ПЛОХОГО!
Не эта у него задача.
ОН ТВОРИТ СВОЙ МИР.
И только.
У него свои понятия о справедливости, о ценности людей, о ценностях вообще.
Его чудовищная(счастливо улыбающаясяв алкоголдьном самозабвении!) мама воспитала чудовище с раненым, кривым сознанием, и оно, это чудовище, реализует свои мечты.

Приведя пленницу домой, он представляет её маме: «Мама, это моя жена», жалуется той же маме: «Мама, она меня не любит».
Вроде бы он должен понимать, что мама ничерта уже не соображает, а вот так общается.
Это его мир, в котором он — режиссёр. Он решает людей как задачи. У него получается!
Пока не приходит мстительница, умеющая так же как он, хладнокровно жать на курок.

Кстати, позже посмотрела и закрытый показ с Гордоном, там этот артист был, игравший мента. Глаза — совсем другие — добрые, человечные.
Почувствовала: маньяка он ИГРАЛ, а не был им. У меня как-то от сердца отлегло. И восхитилась одновременно: как глубоко актёрское мастерство!

/Правда жизни и правда искусства — не одно и то же!\
------------------------
Конечно, это не единственное, что можно о фильме сказать, но и так много рассуждалок выходит.

Замечу ещё одно: нашла я стихотворение Бродского, цитату из которого приводит на передаче Гордона сторонник Балабанова.
Оно, по моему, заслуживает здесь внимания в контексте рассуждения об испытании злом.
В этом стихотворении — МИРЫ!

Иосиф Бродский
Портрет трагедии (1991)

Заглянем в лицо трагедии. Увидим ее морщины,
ее горбоносый профиль, подбородок мужчины.
Услышим ее контральто с нотками чертовщины:
хриплая ария следствия громче, чем писк причины.
Здравствуй, трагедия! Давно тебя не видали.
Привет, оборотная сторона медали.
Рассмотрим подробно твои детали.

Заглянем в ее глаза! В расширенные от боли
зрачки, наведенные карим усильем воли
как объектив на нас -- то ли в партере, то ли
дающих, наоборот, в чьей-то судьбе гастроли.
Добрый вечер, трагедия с героями и богами,
с плохо прикрытыми занавесом ногами,
с собственным именем, тонущим в общем гаме.

Вложим ей пальцы в рот с расшатанными цингою
клавишами, с воспаленным вольтовою дугою
нЈбом, заплеванным пеплом родственников и пургою.
Задерем ей подол, увидим ее нагою.
Ну, если хочешь, трагедия, -- удиви нас!
Изобрази предательство тела, вынос
тела, евонный минус, оскорбленную невинность.

Прижаться к щеке трагедии! К черным кудрям Горгоны,
к грубой доске с той стороны иконы,
с катящейся по скуле, как на Восток вагоны,
звездою, облюбовавшей околыши и погоны.
Здравствуй, трагедия, одетая не по моде,
с временем, получающим от судьи по морде.
Тебе хорошо на природе, но лучше в морге.

Рухнем в объятья трагедии с готовностью ловеласа!
Погрузимся в ее немолодое мясо.
Прободаем ее насквозь, до пружин матраса.
Авось она вынесет. Так выживает раса.
Что нового в репертуаре, трагедия, в гардеробе?
И -- говоря о товаре в твоей утробе --
чем лучше роль крупной твари роли невзрачной дроби?

Вдохнуть ее смрадный запах! Подмышку и нечистоты
помножить на сумму пятых углов и на их кивоты.
Взвизгнуть в истерике: "За кого ты
меня принимаешь!" Почувствовать приступ рвоты.
Спасибо, трагедия, за то, что непоправима,
что нет аборта без херувима,
что не проходишь мимо, пробуешь пыром вымя.

Лицо ее безобразно! Оно не прикрыто маской,
ряской, замазкой, стыдливой краской,
руками, занятыми развязкой,
бурной овацией, нервной встряской.
Спасибо, трагедия, за то, что ты откровенна,
как колуном по темени, как вскрытая бритвой вена,
за то, что не требуешь времени, что -- мгновенна.

Кто мы такие, не-статуи, не-полотна,
чтоб не дать свою жизнь изуродовать бесповоротно?
Что тоже можно рассматривать как приплод; но
что еще интереснее, ежели вещь бесплотна.
Не брезгуй ею, трагедия, жанр итога.
Как тебе, например, гибель всего святого?
Недаром тебе к лицу и пиджак, и тога.

Смотрите: она улыбается! Она говорит: "Сейчас я
начнусь. В этом деле важней начаться,
чем кончиться. Снимайте часы с запястья.
Дайте мне человека, и я начну с несчастья".
Давай, трагедия, действуй. Из гласных, идущих горлом,
выбери "ы", придуманное монголом.
Сделай его существительным, сделай его глаголом,

наречьем и междометием. "Ы" -- общий вдох и выдох!
"Ы" мы хрипим, блюя от потерь и выгод
либо -- кидаясь к двери с табличкой "выход".
Но там стоишь ты, с дрыном, глаза навыкат.
Врежь по-свойски, трагедия. Дави нас, меси как тесто.
Мы с тобою повязаны, даром что не невеста.
Плюй нам в душу, пока есть место

и когда его нет! Преврати эту вещь в трясину,
которой Святому Духу, Отцу и Сыну
не разгрести. Загусти в резину,
вкати ей кубик аминазину, воткни там и сям осину:
даешь, трагедия, сходство души с природой!
Гибрид архангелов с золотою ротой!
Давай, как сказал Мичурину фрукт, уродуй.

Раньше, подруга, ты обладала силой.
Ты приходила в полночь, махала ксивой,
цитировала Расина, была красивой.
Теперь лицо твое -- помесь тупика с перспективой.
Так обретает адрес стадо и почву -- древо.
Всюду маячит твой абрис -- направо или налево.
Валяй, отворяй ворота хлева.
---------------------------------------
Наверное, на этом завершу.
Только отмечу субъективное: ДО этого события (а просмотр фильма «Груз 200» стал для меня событием) я пребывала в фазе «испытания красотой», а теперь что-то поняла об «испытании злом».

Далее до конца прослушала твои, Егор, рассуждения в соответствующем стриме.
Думание продолжается.

Благодарю за науку.
 
Последнее редактирование:
Автор темы #2
вот сейчас просмотрела рекомендованное в одном из стримов - фильм "Текст".
Собственно, разбирать (поперёд Батьки) не стану, но скажу, что "сказочная" подоплёка на этот раз увиделась намного чётче, и, практически, оставалась в сознании на протяжении всего просмотра.
К слову, когда смотришь фильм через призму сказки, все драматические и особенно тяжёлые/"грязные" фрагменты воспринимаются иначе - не "в лоб", а на уровне символа, что меняет всю систему восприятия.
Всё было понятно и в некотором роде предсказуемо.
Предсказуемо - не в упрёк создателю фильма. Кино держало на эмоции с начала и до конца.
Но только это было не эмоционирование ведомого вслепую, а эмоции исследования мира, в который меня повели его создатели.
Единственно, какое решение в последней сцене выберет герой, было туманно.
Момент стирания рисунков - очень сильный.
(почувствовала, что примерно так же действовала бы, случись со мной... )
Состояние героя шкурой, если можно сказать так, прочувствовала... да...
хочется ещё многое раскатать.
но это уже после стрима.
Достойное кино.

Буду ждать стрима с этой темой.

Благодарю за науку, Егор.
 
Последнее редактирование:
#3
Спасибо за отклик, Александра, и за Бродского! "Портрет трагедии" читала сегодня впервые... Теперь я кажется знаю, что нужно делать.
 
#4

Закричать,что бы небо услыхало...
Зарыдать,что бы Землю затопило....
Руки сжать до боли , до крови..
...
Песня опять почему-то напомнила "Антихриста" моего любимого Ларса - мир катится к гибели, когда убивают Любовь...
 
Сверху