ВАТАНАБЕ СЕНСЕЙ

Егор Гамаюн

Administrator
Команда форума
Виртуальное додзё.
Автор темы #1
fvall_jUjkE.jpg


Нобуюки Ватанабе сенсей родился 25-го июля 1930 года в Мияцаки, префектура Киушу. Он - один из немногих все еще активно практикующих учеников основателя айкидо. Шихан Ватанабе начал заниматься айкидо в 22 года (в 1952 году), а в 1958 году он стал учидеши основателя в Айкикай Хомбу додзе в Токио, где он и по сей день регулярно проводит занятия. Наряду с активным преподаванием айкидо по всему миру шихан Ватанабе практикует остеопатию в Кошигава (префектура Сайтама), где сейчас и проживает.



Айкидо Ватанабе сенсея для него самого означает постоянные изменения, свободу и безграничный дух.



"Шихан Ватанабэ в своей собственной манере раздвинул рамки айкидо, помогая занимающимся познать взаимосвязь природы, здоровья, энергии и свободы за пределами будо как боевого искусства. Следуя идеям основателя айкидо Морихея Уесибы, шихан Ватанабе смог наглядно представить его сущность как непрерывное развитие человеческого тела и духа, в созвучии с природой и энергией вселенной, открыв множеству людей этот нескончаемый путь. За это мы особо признательны и выражаем шихану Ватанабэ нашу сердечную благодарность !"

Томас Витти (6 дан Айкидо Айкикай, учидаши Нобуюки Ватанабе сенсея)



2010 год
 

Егор Гамаюн

Administrator
Команда форума
Виртуальное додзё.
Автор темы #2
Данная статья является собственностью
айкидо клуба "ГАМАЮН ДОДЗЕ"
При публикации данной статьи
ссылка на автора и на клуб обязательна

Высказывания Нобуйюки Ватанабэ сенсея на семинарах 2007-2009 годов
с комментариями
составил и откомментировал Фунтиков Георгий




  • Автор не претендует на полное понимание того, о чем говорит Ватанабе сенсей, автор лишь пытается раскрыть доступные ему смысловые уровни
  • Высказывания Ватанабэ сенсея воспроизведены «не дословно».




КОГДА ОДЕВАЕШЬ ХАКАМУ

«Завязывание последнего узла подобно тому, как отрезается пуповина у только что появившегося на свет ребенка. Когда мы входим в додзе, то мы входим в мир айкидо подобно новорожденному ребенку.»

комментарий: это что вроде воскресения – рождения заново в Новом Мире.. каждый раз заново! Идея Воскресения является краеугольной как в христианской, так и в более ранних архаических традициях – в том числе и русской. Отсюда и мазыкское «огненное очищение». Ты старый весь умираешь и возрождаешься заново в новом теле. Очевидно, что эта идея, заложенная в айкидо самими Основателем, проясняет многие неясности – например, и «состояние Новичка» и неясность в плане повышения уровня мастерства – когда проходишь путь от «твердого тела» (катай) до «тела духа» (китай).

ЗДОРОВЬЕ

«Ватанабэ сенсей спросил: — зачем вы занимаетесь айкидо?
— мне это доставляет огромное удовольствие, — ответил кто-то из 4х данов
— А я занимаюсь айкидо для того, чтобы быть здоровым, — сказал Ватанабэ сенсей, — если есть здоровье, то можно заниматься чем угодно.»

Комментарий: с этим трудно не согласиться. Если здоровья нет, то единственное, чем ты можешь заниматься – это самим здоровьем (его восстановлением и укреплением).

ЛИСТ БУМАГИ

«Человек похож на лист бумаги – в том смысле, что у него две стороны. Передняя и задняя. Эти стороны нужно разглаживать.»

комментарий: Технику (образ тренировки) нужно выстраивать с учетом этого. Например, когда наге выполняет технику иккё, то у уке растягивается «задняя сторона», когда наге делает технику вроде ирими наге или сихонаге, то уке растягивает себе переднюю поверхность.

ЧЕЛОВЕК КАК ДЕРЕВО


«Большинство людей занимающихся айкидо работает только до запястья, тогда как надо работать до самых кончиков пальцев. Когда человек куда-то идет, то сначала наступает на пятку и потом по всей стопе перетекает на мысок – до кончиков пальцев, тоже самое в руках. Это естественно. Но в додзе многие этого почему-то не делают. Важно понимать, что человек – это как дерево или цветок. Это ощущение важно для себя в первую очередь. И еще важно правильно понимать гравитацию. А кисти и пальцы человека можно сравнить с деревом. Если листья съеживаются, то это значит из дерева уходит его жизненная сила.»

«Внимание нужно расширять до кончиков пальцев.»

комментарий: мне неоднократно встречались сенсеи с высокими данами, которые работают только до запястья. В своем айкидо они исходят из естественнонаучной картины мира. «никакой магии, — говорят они, — только физика».Возможно в этом мире и нет чудес, есть только физика. Возможно, хотя лично я с этим категорически не согласен. Тем боле лично мне после многих лет занятий цигуном очевидно, что каналы, по которым течет КИ, на запястьях не заканчиваются.

«ВЕРТИКАЛЬНОСТЬ»

«Самое главное- это стоять. «Вертикальность» — важно свойство человека. Это уже сама по себе трудная работа.»

Комментарий: 1. Мы не ползаем, мы стремимся выпрямиться вверх – в сторону Неба и еще нам хочется летать. Летать буквально мы почему-то не можем, но вот стоять можем вполне. Когда стоишь и стоишь прямо, то Душа ближе к Небу. Душа в теле «мостится» и стремится всплыть – взлететь. Чем Душа чище, тем она легче, чем она легче, тем проще ей взлетать прямо внутри тела - и тем отчетливей ощущение невысокого, но яростного полета Души прямо внутри тела. Посмотрите, как ходят некоторые мастера айкидо – они не ходят, а как будто парят над землей.
2. Просто стоять – уже само по себе уже трудно, это работа, которую мы постоянно совершаем и к которой настолько привыкли, что не замечаем, всего объема работы. Это идет как бы фоном. Большинство людей вообще на осознает то, что идет у них фоном – это можно использовать в кузуши (выведение из равновесия).

КАК ПРИТЯГИВАТЬ. КИ-АЙКИДО.

«Одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются. Чтобы взаимодействовать, нужно уметь менять свою полярность»

«Чтобы научиться менять свою полярность, нужно научиться менять своё направление. Нужно научиться меня свою направленность. Надо почувствовать «полярность» уке, и начинать в зависимости от того, какая полярность у уке»

комментарий: об этом трудно говорить, но я испытал это на себе. Ватанабэ сенсей так расширяет свою КИ, что возникает ощущение: тебя то отталкивает, то притягивает. Это очень несильное воздействие и ему можно сопротивляться, но Ватанабэ сенсей делает это находясь в фантастическом ма-ай и в очень хорошем «тайминге».

УЧЕБА

«Ошибок не бывает. Вообще не бывает. Не надо говорить самому себе о том, что ты ошибся и тем самым попадать в «состояние ошибки». Состояние ошибки – это уже поражение. Ты сделал все, на что был способен в текущий момент. В следующий шаг просто нужно сделать лучше. Нужно дальше решать задачу.»

комментарий: для занимающегося айкидо это очень важная установка с самого начала

ДЫХАНИЕ

«Воздух в себя надо кушать»

«Во время вдоха идет выдох, во время выдоха идет вдох»

комментарий: имеется ввиду взаимодействие уке и наге)

«Если вы не дышите, то вы занимаетесь не айкидо, а чем-то другим»

комментарий: имеется ввиду осознанность в дыхании: согласованное движение тела и дыхания.
Именно правильно поставленное дыхание позволяет выйти на уровень расширения КИ.

комментарий: на высоком уровне дыхание можно «затаить внутрь тела», тогда пространство вскрывает по-новому — уже можешь «кушать» в себя розлитую в пространстве силу и прикладывать её к противнику. Вскрывается сила «кокю рёку» (сила дыхания)

ВРАЩЕНИЕ НА ПЯТКАХ

«Вращение на пятках (выполнять кайтен или тенкан) позволяет сохранить «вертикальность»

«когда человек стоит на носках, он не устойчив, он сам колеблется, и его ки колеблется. На пятках более сильная и устойчивая позиция»

СТОЙКИ

«Первая позиция открытая - чтобы привлекать. Вторая позиция закрытая – чтобы раскалывать.»



«Положение ступней важно. Ступни образую треугольник. Если носки вместе, пятки врозь — это закрытая позиция для атаки (раскалывания, клина - примеч Г.Ф.), если носки врозь, а пятки вместе, то это открытая позиция – это расширение (приглашение для атаки – приме. Г.Ф.)»



ОСОЗНАННОСТЬ

«Капля падает, разбивается и разлетается. Каждый раз это неповторимо. Нужно смотреть все время, каждый миг важен.»

КЕЙКО

«Не нужно принуждать своё тело. Важно понимать, зачем мы занимаемся айкидо»

комментарий: это очень важно! при занятиях айкидо важно усваивать новую информацию и при этом не менее важно эту информацию переваривать. На переваривание нужно время.

ПРОСТРАНСТВО и ДВИЖЕНИЕ

«Важно вертикально стоять. А движением мы изучаем пространство. Это подобно кресту, а в середине ты. Все начинается со стояния и ходьбы.»

«Движение – это рисунок в пространстве. Руками рисуешь, это приятно осознавать. Технику надо делать двумя руками одновременно, всегда — даже если вторая свободна.»

«Можно представить себе, что держишь фломастер и постоянно что-то им рисуешь, когда делаешь технику»

«Себя нужно выстраивать. Быть круглым как шар. Тогда любое воздействие на центр всегда будет перпендекулярным к шару.»



ПРИЛОЖЕНИЕ СИЛЫ. УСТОЙЧИВОСТЬ.

«Важно научиться правильно согласованно работать руками и ногами. Одна точка силовой линии проходящей через тело – это рука, другая - это противоположная нога.»

«Сильная центральная линия»

«Сила локтя»

комментарий: это находится «эмпирически» после встраивания инструктором и в процессе занятий. Есть еще очень важные нюансы – сильные линии и области (уровень сейко-тандена, уровень «плечевого пояса»).

ЦЕНТР

«Не важно насколько ты сильный или слабый. Важно направить свой центр в центр противника – по кратчайшему пути»

комментарий: это один из основных постулатов в айки-дзюцу. Центром в зависимости от мировоззрения можно считать как «центр тяжести», так и «сейка танден».

СПИРАЛЬ

«Все движения идут по спирали»

комментарий: волновые спирали в ассортименте. Все в мире течет по спиральным траекториям. Например, Ватанабе сенсей любит наблюдать за тем, как спирально поднимается вверх табачный дым.



Взаимодействие УКЕ и ТОРИ

«- Что делать, если занимаешься с человеком, который не хочет заниматься здоровьем, а хочет что-то другое?

Ватанабэ сенсей: — нужно показать альтернативу, — расправить плечи, показать осанку, состояние и т.д.. Примером нужно переубедить его»

РАСШИРЕНИЕ КИ

«Все время нужно расширять свою КИ.»

«Нужно быть круглым и упругим как шар.»

УКЕМИ

«я был уке Основателя и выполнял страховку на голом бетоне. И это определяло быстрый прогресс и мягкое укеми. Хорошо заниматься на твердой поверхности полу (например на деревянном полу). Прогресс в мягкости и в Укеми приходит почти мгновенно.»


Н.Ватанабе-копия.gif
 
Последнее редактирование модератором:

Егор Гамаюн

Administrator
Команда форума
Виртуальное додзё.
Автор темы #3
Я думаю, что айкидо – это очищение души и поиск красоты
Отрывки из интервью с Мастером Ватанабе Нобуюки (8 дан шихан Хомбу-додзё,Токио)
©1996 Кен Бу Кан Додзё Мюнхен

«Держи осанку!» - говорит он ученикам, что собираются домой после кейко (тренировки). Если подумать, то это довольно очевидно, но у него есть свои причины, чтобы так говорить. Когда ему было около пятидесяти лет, у него появилась лысина, а из-за близорукости и астигматизма он вынужден был носить очки. Но после того как он начал работать хиропрактиком, он заметил, что нужно человеческому телу: прямой позвоночник и симметрия тела. С тех пор он начал выпрямлять собственное тело. И вскоре после этого самолечение дало результат. У него снова появились волосы, а зрение пришло в норму.
«Тело подобно глиняной трубке. В местах сгиба скапливается грязь. Как выпрямить собственный позвоночник? Нужно выпрямить колени. Я не представляю технику айкидо с согнутыми коленями. Когда колени выпрямлены, они могут быть согнуты. Мышцы, что с самого начала согнуты, мертвеют. Неясно, каким образом стойка с согнутыми коленями должна быть устойчивой».
Обычные люди намеренно сгибаются и намеренно выпрямляются. Но Ватанабе-сэнсей говорит: «Обычно мы пытаемся, к примеру, в иккё, поднять свою руку, чтобы сойтись с шомен-учи партнера. Это слишком поздно. Нужно сначала двигать руку вниз. Ракета тоже начинает движение, выпуская выхлоп вниз. В японской религии говорится: «Есть результат, потому что есть покой. Результат означает здесь технику».

Ища только свою силу, становишься маленьким и не можешь развить Ки.
Ища только свою силу, становишься маленьким и не можешь развить Ки. Нужно вытягиваться. Вытягивание тела крайне важно для кровообращения. Хорошее кровообращение помогает развить Ки. Упражнения на растяжение сосудов и нервов очень важны. При удержаниях лежащий должен вытянуть свои ноги, чтобы не только руки, но и всё тело вытягивалось. Тот, кто сгорблен, не добьется хорошего кровообращения и не добьется Ки.
Кто ищет только собственную силу, становится маленьким. Это великолепно смотрится, когда человек ходит, задерживая дыхание. Но лишь дыша естественно можно хорошо выполнить технику. Также важно сохранять равновесие тела между правой и левой стороной. Если направление небо- земля – это центростремительная сила, то направление слева - направо – это центробежная сила. Можно достичь большой силы, лишь достигнув равновесия между правой и левой стороной. Это большой недостаток, когда сила справа и слева неравна.
Очень важно, стоять на одном месте, а ходить равномерно и с правильной осанкой. «Сначала стоять, потом идти. Это важно. Пятками прочно на земле, анус подобран, стоять на одном месте. Стоять означает быть готовым к движению».
«Когда мы идем, нога стоит в одной точке. Мы должны перекатываться с пятки, поднимая большой палец вверх, и делая равномерные шаги, пятка к земле, палец к небу. Подниматься по лестнице легче, когда большие пальцы подняты вверх. Небо и земля играют важную роль. Хотя мы практически не замечаем этого, но сила притяжения Земли сильно влияет на наше тело. О-сэнсей говорил, что нужно объединиться с вселенскими силами и быть в центре Вселенной. Это относится и к силе притяжения.
«Когда мы кричим, мы выдыхаем вверх. Направлять сознание к небу - это правильно, ведь при этом вытягивается и тело. Если делать это намеренно, то сознание поднимается вверх. Мы выдыхаем, вытягивая руки вверх, то есть не так как обычно. Но воздушный шар легче надувать, если предварительно его растянуть. Если дышать при вытянутом теле, то воздух легче входит внутрь».
Когда Мастер занимается самостоятельно, он упражняется с боккеном. Он говорит, что при этом важно следить за дыханием. «Мы кричим «Иеииии», ударяя мечом, или поднимая его вверх? С криком «Иеииии» мы поднимаем меч, а затем бьем. Это значит, что мы выдыхаем, поднимая меч.
Мастер говорит, что необходимо трижды в день кричать вверх в небо «Аааааа». Конечно, со стороны это выглядит странно, если делать так в любом месте в любое время. Поэтому он научил нас способу, который применим везде: ладони направляются параллельно земле и мысленно давят вниз. А потом мы поднимаем только лицо к небу и выдыхаем вверх с «Аааааа».

В Айкидо нужно связать свою энергию с энергией партнера и очистить тело и душу.
«Я бросил свою должность в отделе статистики при Кабинете министров, чтобы понять «Мир Коджики». Айкикай Хомбу – додзё находится недалеко от его прошлой работы. «Я состоял в клубе дзюдо отдела статистики. По совету одного айкидоки я посетил Хомбу-додзё. И когда я схватил руку одного айкидоки, то был с легкостью брошен». Это был 1958 год. С тех пор он увлекся айкидо. Он сразу же организовал клуб айкидо в своем отделе, а через шесть лет он молча ушел из отдела, хотя у него была семья. С тех пор он состоит в Хомбу-додзё. Тогда ему было 34 года и он имел второй дан. «Я ничего тогда не понимал из рассказов каисо (о-сэйсея), ведь он всё время говорил о боге. Поэтому я начал читать Коджики (классическое религиозное произведение). Я думал, что если пойму Коджики, то деньги не будут иметь значения. В Айкидо нужно связать свою энергию с энергией партнера и очистить тело и душу. Силой этого не добиться. Кокью (сила дыхания) – это уединенное омовение. Поэтому можно сказать, что в айкидо есть религиозные аспекты».
Его хобби – иайдо и шакухачи (бамбуковая флейта). Когда его Мастер подавал ему чай, то вкус был невероятен. Чайные листья были вполне обычными, но чай с такими же листьями не был так вкусен дома. Тот, кто понимает это, обладает довольно высоким уровнем мышления. Когда он увидел технику «бесконтактного броска» в исполнении Мастера, он не поверил. Но через пару лет он и сам мог выполнять её. Он описывает её так: «Я просто рисую геометрические фигуры в воздухе. Как мастер каллиграфии, что рисует огромные буквы в воздухе. Тогда возникает трение между холодным и горячим воздухом. Когда ты полностью принимаешь партнера, растет Ки и растет любовь. Если нет любви, то партнер не пойдет. Любовь – это пустотное состояние. Когда состояние с партнером пустое, есть Ки. Не нужно бросать намеренно. Но этот нетривиальный феномен, который многие не понимают, возникает из обыденного движения».
«Я думаю, что пить воду – тоже айкидо. Мы сходимся со стаканом воды. Это мое видение айкидо. Когда мы сходимся со стаканом воды, мы непроизвольно наклоняемся. Эта поза показывает благодарность. Мы не пьем, наклонившись назад. В этом смысле, сходиться с собой – тоже айкидо. При схождении или благодарении возникает ощущение свободы. Если есть такое ощущение, то ты видишь больше, ведь линия взгляда находится выше. Как сеть – если её расправить, то противник попадется».
Правильная осанка, равновесие тела, любить, сходиться и благодарить. Через это можно достичь техник Ки. А решили ли вы загадку чая?


watanabe-1.jpg
 
Сверху