Автор темы
#1
понятия: [ скума ] [ обретение мира ] [ сказка ] [ отчаяние ] [ неполнота ] [ совершенствование ]
О "смысле существования"
Разум холоден и служебен - это машина. Разум денно и нощно несет службу у Души. Служба эта заключается в том, чтобы сначала обеспечить выживание, а потом выстроить такие условия, в которых Душа "раскроется". Это большая задача. И она разбивается на множество более мелких задачек, дум и думушек. Этих думок так много, что мы не всегда в состоянии разглядеть, что на самом деле это не рой надоедливых пчел, а лествица - стремянка. В этой лествице все задачи строго увязаны между собой и ведут к самому главному - к Скуме. Орудие, дающее возможность выстраивать все цели в стремянку и выкидывать из неё все ненужное, называлось стариками наукой Целеустроение. Но это отдельный и большой разговор. И мы к нему вернемся, пока же важно понять, что такое Скума.
Каждый из нас на определенном шаге жизни начинает ощущать, что живет как-то не так. Как-то не по Душе. В современной, условно говоря, западной психологии и философии были попытки описать эти состояния Души. Причем как с позиции "атеистической" - Сартр и Хайдеггер, так и с позиции "религиозной" - Кьеркегор, Шеллинг и Ницше. Этих ученых мужей можно объединить в один ряд и дать этому ряду имя - Экзистенциализм. Пожалуй, в этот ряд можно поставить и Льва Шестова, и Николая Бердяева, и Федора Достоевского, и Льва Толстого. В той или иной форме они говорили об экзистенциальном кризисе. То есть, они говорили и описывали чувство тревоги и глубокий "психологический дискомфорт", которые рождаются при мыслях о смысле существования.
На мой взгляд, особо из этого ряда стоит выделить христианского мистика датчанина Кьеркегора, а из всего экзистенциализма стоит выделить кьеркегоровское понятие "Отчаяние". Кьеркегор отталкивается от христианского образа о первородном грехе и определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние рассматривается Кьеркегором как единственная возможность прорыва к Богу.
Понятие "отчаяние" и в русском душеведении стоит особняком.
ОТЧАЯНИЕ
Хитрой мазыкской науке я учился у Шевцова А.А.. С его слов старики, у которых он учился, жили и уходили в состоянии Отчаяния. Мой предок по линии матери был челдон - то есть, казак. Он был"галдун" (характерник) и со слов бабушки он многое умел, знал, творил чудеса и он тоже говорил об Отчаянии. В русской воинской культуре слово отчаянный использовалось для обозначения высоких состояний Духа, которые, как правило, рождаются тогда, когда тебе уже больше нечего терять.. когда уходит страх потерять что-либо.. Еще мой прапрадед говорил о том, что человек при жизни может стать покойником - упокоиться. И те же мазыки (потомки скоморохов) имели "пальцовку", изображающую покойника. Есть такие люди - они живут, дышат, едят, работают, занимают определенное (может быть и весьма высокое) место в общество, но при этом они "немножко неживые" - им как будто не хватает чего-то самого важного. Это "самое важное" трудно уловимо для языка и поэтому трудно описываемо, но мы всегда в состоянии распознать, что этого ("того самого самого важного") нет..
Стремиться вперед — значит потерять покой,
оставаться на месте — значит потерять себя.
Серен Кьеркегор, датский философ
Эти слова стоит примерить на свою жизнь. И тогда линия жизни условно разделяется на две большие части - жизнь до и жизнь после появления чувства "отчаяния". И те, кто теряет покой и отправляется в Путь, обретают на этом пути Себя. Те же, кто выбирает упокоение, предают себя и надолго себя теряют. Потеря покоя - это потеря и образа жизни, и многого из того, с чем не хочешь расставаться. Например, с сытостью и благоустроенным бытом, с удовольствиями. Но часто в такой сытой и спокойной жизни нет самого главного и в ней точно нет Огня - Душевного Горения. Душа, как видели, имеет огненную природу. И только жизнь по Душе рождает горение, которое топит и собственное тело (делая его живым и текучим) и растапливает холод окружающего мира.
Для того, чтобы начать жить по Душе, стоит глубже всмотреться в потерю покоя. Хотя бы для того, чтобы не променять настоящую жизнь, на жизнь "покойника". Когда старики говорили о потери покоя, они всегда обращались к русской сказке. Обратимся и мы.
РУССКАЯ СКАЗКА. ДЕЙСТВИЯ
Многие русские сказки начинаются именно с потери покоя.
Наиболее глубоко русскую сказку исследовал Пропп - в частности в своих работах "Морфология сказки" и "Исторические корни волшебной сказки". Пропп проводит структурный анализ волшебных сказок и благодаря этому ему удается выделить постоянные повторяющиеся элементы, которые свойственны всем сказкам. Эти повторяющие элементы Пропп называет "функции действующего лица". По Проппу этих функций насчитывается 31. Если всмотреться, то становится очевидным, что эти функции есть ничто иное как этапы совершенствования Души. Если говорить русским языком, то эти Функции есть ничто иное как Действия. И с точки зрения Душе-Ведения как науки эти Действия можно свести к 8-9 вместо 31. Сквозь эти Действия сказка читается совсем иначе. Эти Действия - это ключи, позволяющие открыть то, что "закодировано" в русской волшебной сказке. А закодировано в русских сказках знание о том, как и куда идти Душе. И складывали их знающие люди, и в русских сказках хранится сама душа русского народа.
Некоторые сказки настолько прозрачны, что являются готовыми методическими пособиями по ДушеВедению. Например, сказка "Хрустальная гора" подробно описывает как делать Целеустроение на жизнь. В сказке "Волшебное платье" описывается Очищение сознания. А в сказке "Три царства" описывается состав человека - вплоть до описания "ядер сознания".
Почти каждая русская сказка начинается с описания потери покоя.
В некоторых сказках потеря покоя вызвана бедой. Беда же приходит в виде вреда - ущерба:
· Змей похищает дочь царя
· Мачеха велит зарезать волшебную корову
· Жар-птица ворует золотые яблоки
· Служанка вырезает глаза своей госпоже
· Царевна похищает талисман Ивана
· и т.д
ПОТЕРЯ ПОКОЯ
Это действие задает всё движение сказки. Но не каждая сказка начинается с вреда и ущерба, некоторые сказки исходят из ситуации нехватки или недостачи. Например, Ивану недостает волшебного коня или волшебной сабли.
И ущерб и недостача определяют следующий этап завязки: Иван отправляется на поиски. Так начинается большой Путь, причем сам путь может описываться в виде истоптанных трех пар железных башмаков. В сказке сам по себе Путь не является действием. Действие - это всегда Остановка на Пути. От действия к действию герой из состояния нехватки приходит к состоянию обретения. Если задуматься, то этот путь есть ничто иное как движение от неполноты к полноте.
Что такое эта НЕПОЛНОТА с точки зрения Души ? Если исходить из того, что душа это тело, а значит имеет некий объем, то неполнота эта похожа на пустоты или даже скорее изъяны в Душе. Иначе говоря, в Душе есть несовершенства и эти несовершенство ощущаются нами как неполнота. И чем острее чувство неполноты, тем неизбежней потеря покоя - то есть, тем неизбежней отправление в Путь.
О "смысле существования"
Разум холоден и служебен - это машина. Разум денно и нощно несет службу у Души. Служба эта заключается в том, чтобы сначала обеспечить выживание, а потом выстроить такие условия, в которых Душа "раскроется". Это большая задача. И она разбивается на множество более мелких задачек, дум и думушек. Этих думок так много, что мы не всегда в состоянии разглядеть, что на самом деле это не рой надоедливых пчел, а лествица - стремянка. В этой лествице все задачи строго увязаны между собой и ведут к самому главному - к Скуме. Орудие, дающее возможность выстраивать все цели в стремянку и выкидывать из неё все ненужное, называлось стариками наукой Целеустроение. Но это отдельный и большой разговор. И мы к нему вернемся, пока же важно понять, что такое Скума.
Каждый из нас на определенном шаге жизни начинает ощущать, что живет как-то не так. Как-то не по Душе. В современной, условно говоря, западной психологии и философии были попытки описать эти состояния Души. Причем как с позиции "атеистической" - Сартр и Хайдеггер, так и с позиции "религиозной" - Кьеркегор, Шеллинг и Ницше. Этих ученых мужей можно объединить в один ряд и дать этому ряду имя - Экзистенциализм. Пожалуй, в этот ряд можно поставить и Льва Шестова, и Николая Бердяева, и Федора Достоевского, и Льва Толстого. В той или иной форме они говорили об экзистенциальном кризисе. То есть, они говорили и описывали чувство тревоги и глубокий "психологический дискомфорт", которые рождаются при мыслях о смысле существования.
На мой взгляд, особо из этого ряда стоит выделить христианского мистика датчанина Кьеркегора, а из всего экзистенциализма стоит выделить кьеркегоровское понятие "Отчаяние". Кьеркегор отталкивается от христианского образа о первородном грехе и определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние рассматривается Кьеркегором как единственная возможность прорыва к Богу.
Понятие "отчаяние" и в русском душеведении стоит особняком.
ОТЧАЯНИЕ
Хитрой мазыкской науке я учился у Шевцова А.А.. С его слов старики, у которых он учился, жили и уходили в состоянии Отчаяния. Мой предок по линии матери был челдон - то есть, казак. Он был"галдун" (характерник) и со слов бабушки он многое умел, знал, творил чудеса и он тоже говорил об Отчаянии. В русской воинской культуре слово отчаянный использовалось для обозначения высоких состояний Духа, которые, как правило, рождаются тогда, когда тебе уже больше нечего терять.. когда уходит страх потерять что-либо.. Еще мой прапрадед говорил о том, что человек при жизни может стать покойником - упокоиться. И те же мазыки (потомки скоморохов) имели "пальцовку", изображающую покойника. Есть такие люди - они живут, дышат, едят, работают, занимают определенное (может быть и весьма высокое) место в общество, но при этом они "немножко неживые" - им как будто не хватает чего-то самого важного. Это "самое важное" трудно уловимо для языка и поэтому трудно описываемо, но мы всегда в состоянии распознать, что этого ("того самого самого важного") нет..
Стремиться вперед — значит потерять покой,
оставаться на месте — значит потерять себя.
Серен Кьеркегор, датский философ
Эти слова стоит примерить на свою жизнь. И тогда линия жизни условно разделяется на две большие части - жизнь до и жизнь после появления чувства "отчаяния". И те, кто теряет покой и отправляется в Путь, обретают на этом пути Себя. Те же, кто выбирает упокоение, предают себя и надолго себя теряют. Потеря покоя - это потеря и образа жизни, и многого из того, с чем не хочешь расставаться. Например, с сытостью и благоустроенным бытом, с удовольствиями. Но часто в такой сытой и спокойной жизни нет самого главного и в ней точно нет Огня - Душевного Горения. Душа, как видели, имеет огненную природу. И только жизнь по Душе рождает горение, которое топит и собственное тело (делая его живым и текучим) и растапливает холод окружающего мира.
Для того, чтобы начать жить по Душе, стоит глубже всмотреться в потерю покоя. Хотя бы для того, чтобы не променять настоящую жизнь, на жизнь "покойника". Когда старики говорили о потери покоя, они всегда обращались к русской сказке. Обратимся и мы.
РУССКАЯ СКАЗКА. ДЕЙСТВИЯ
Многие русские сказки начинаются именно с потери покоя.
Наиболее глубоко русскую сказку исследовал Пропп - в частности в своих работах "Морфология сказки" и "Исторические корни волшебной сказки". Пропп проводит структурный анализ волшебных сказок и благодаря этому ему удается выделить постоянные повторяющиеся элементы, которые свойственны всем сказкам. Эти повторяющие элементы Пропп называет "функции действующего лица". По Проппу этих функций насчитывается 31. Если всмотреться, то становится очевидным, что эти функции есть ничто иное как этапы совершенствования Души. Если говорить русским языком, то эти Функции есть ничто иное как Действия. И с точки зрения Душе-Ведения как науки эти Действия можно свести к 8-9 вместо 31. Сквозь эти Действия сказка читается совсем иначе. Эти Действия - это ключи, позволяющие открыть то, что "закодировано" в русской волшебной сказке. А закодировано в русских сказках знание о том, как и куда идти Душе. И складывали их знающие люди, и в русских сказках хранится сама душа русского народа.
Некоторые сказки настолько прозрачны, что являются готовыми методическими пособиями по ДушеВедению. Например, сказка "Хрустальная гора" подробно описывает как делать Целеустроение на жизнь. В сказке "Волшебное платье" описывается Очищение сознания. А в сказке "Три царства" описывается состав человека - вплоть до описания "ядер сознания".
Почти каждая русская сказка начинается с описания потери покоя.
В некоторых сказках потеря покоя вызвана бедой. Беда же приходит в виде вреда - ущерба:
· Змей похищает дочь царя
· Мачеха велит зарезать волшебную корову
· Жар-птица ворует золотые яблоки
· Служанка вырезает глаза своей госпоже
· Царевна похищает талисман Ивана
· и т.д
ПОТЕРЯ ПОКОЯ
Это действие задает всё движение сказки. Но не каждая сказка начинается с вреда и ущерба, некоторые сказки исходят из ситуации нехватки или недостачи. Например, Ивану недостает волшебного коня или волшебной сабли.
И ущерб и недостача определяют следующий этап завязки: Иван отправляется на поиски. Так начинается большой Путь, причем сам путь может описываться в виде истоптанных трех пар железных башмаков. В сказке сам по себе Путь не является действием. Действие - это всегда Остановка на Пути. От действия к действию герой из состояния нехватки приходит к состоянию обретения. Если задуматься, то этот путь есть ничто иное как движение от неполноты к полноте.
Что такое эта НЕПОЛНОТА с точки зрения Души ? Если исходить из того, что душа это тело, а значит имеет некий объем, то неполнота эта похожа на пустоты или даже скорее изъяны в Душе. Иначе говоря, в Душе есть несовершенства и эти несовершенство ощущаются нами как неполнота. И чем острее чувство неполноты, тем неизбежней потеря покоя - то есть, тем неизбежней отправление в Путь.
Последнее редактирование модератором: