О действии, происходящем от благодати

О действии, происходящем от благодати:

"Ты должен знать, о господин мой, что некоторые из видений, бывших у тебя, суть истина, некоторые же – образ, преисполненный коварного обмана [рождающегося от] заблуждения.
Поскольку же обиталище твое далече от нас и прийти к нам для тебя нелегко, пожелал я посредством послания сообщить тебе о виде́нии, свойственном каждому из] сих действий.

Относительно сказанного тобою: «Время от времени я стою, глядя внутрь души моей, а в ней не бьется ни праведный, ни сопротивный помысел, но [обретается только] ум, который погружен в нее, притом что нет у него ни действия, ни даже едва заметного движения уст в славословии, но лишь покой царствует над всеми порывами тела и души, так что не сладостно ему ни чтение [Писаний], ни псалмопение, и ум получает снедь лишь оттуда, откуда и тело получает подкрепление»,
пока ум пребывает на месте сем, брат мой, это состояние сильно превосходит все [остальные], бывающие у души, состояния [благодатных] действий.
И говорят разумеющие, что в этом состоянии уму в качестве снеди сокровенно преподается [Сам] Дух Святой и что тело тоже подкрепляется Им и не нуждается в необходимой ему пище. Ибо сие погружение, которое испытал ум в этом состоянии, есть то же самое, которое пережил блаженный Моисей на вершине горы Синай. Пока ты находишься в этом состоянии, не стремись ни к чтению [Писаний], ни к службе с псалмами, но только сохраняй ум в чистоте, то есть совсем не выходи из безмолвия. И если возможно, в эти дни, когда ты находишься в этом состоянии, ни с кем не встречайся и также, если возможно, не слушай птичьих трелей, но войди в твою внутреннюю клеть, и запри все двери, и твердо пребывай в происходящем с тобой.

Когда же это состояние у тебя завершится, вслед за ним придет состояние действия [божественных] помышлений (sukkālē).
Остерегайся здесь беса [мысленного] блуждания. Итак, пока помышления в уме твоем возникают изнутри, храни безмолвие и правило первого состояния[, сиречь умного уединения]. Если же ум начнет увязываться вслед за внешними помышлениями, живописуя образы(demwāṯā) и сочетая помыслы [друг с другом], разрешись от первого правила [умного уединения] и прилепись к псалмам, и чтению [Писаний], и метанию [простирания долу] перед крестом. И восстань мужественно и с силой, и не позволяй уму выйти за пределы внутренней двери своего сердца, дабы он [ум] не погубил жизнь свою в блуждании
помыслов".

Св. Иосиф Хаззайя (Прозорливый), аскет, мистик, писатель, представитель восточного христианства, сирийский исихазм, VIII в.

KrE74DvB3n0.jpg
 

Комментарии

Сверху