ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС ИЛИ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА

Выложил я намедни заметку одного автора про то, как в Японии принято разбитую посуду золотом склеивать. И получил ряд интересных комментариев.

Вот сама заметка:

В Японии разбитые вещи часто исправляют, заполняя трещины золотом. Недостаток видят, как уникальный элемент истории предмета, который добавляет ему красоты.

Вспомните об этом, когда чувствуете себя разбитыми.

Название искусства 金継ぎ кинцуги дословно переводится как «золотая заплатка». Его также называют 金繕い кинцукурой «золотой ремонт». Это способ реставрации керамических изделий при помощи японского лака уруси с использованием золотого порошка. Некогда разбитую посуду бережно склеивают, выделяя при этом образовавшиеся трещины.

Самую популярную версию происхождения кинцуги связывают с 8-м сёгуном сёгуната Муромати Асикага Ёсимасой, который правил страной в XV веке. Он повелел китайским мастерам починить разбитую керамическую китайскую чашу, которую те скрепили металлическими скрепами. Будучи не в восторге от их работы, сёгун наказал японским мастерам найти более эстетичный метод ремонта, благодаря которому разбитая посуда стала бы выглядеть как новая или даже лучше. Так и появилось кинцуги.

Процесс кинцуги также обладает ещё одним интересным аспектом — благодаря ему смешиваются культуры. Подобным образом реставрировалась не только японская, но также и китайская и корейская посуда. Оттого и получалось, что благодаря кинцуги предметы родом из Китая и Кореи украшались традиционными японскими деталями и навсегда становились частью уже истинно японского искусства.

Кинцуги во многом пересекается с японской философией простоты «ваби-саби» и японской чайной церемонии. Посуда с изъянами и потёртостями считается идеалом как раз благодаря своей неидеальности. Так она становится не просто очередной безликой частью сервиза: она уникальна, у неё есть своя история и своя судьба, о которой могут рассказать несовершенства. Ваби-саби — это искусство ценить простоту и неподдельность предметов. Кинцуги же подчёркивает, что сколы и трещины на посуде — это неотъемлемая часть её истории, которая не заслуживает быть забытой, ведь именно она делает её уникальной и единственной в своём роде.

Г.Назаров"
photo_2021-10-02_13-59-53.jpg



а вот один из комментариев:

А на Руси это считается плохой приметой. Кто знает почему?

Не в каждой семье был в изобилии золотой клей )))
Наверное проще было пойти - новой глины накопать )))
Это, однако, бытовое рассуждение.
Но речь идет не только о том, что красиво или жалко выбрасывать.
Речь идет о наличии "нарратива" - то есть, истории.

Очевидно, что японцы (и еже с ними китайцы..да весть Восток) ценят свою историю - холят, лелеют её.
И это проявлено во всех сферах их жизни - даже с линий прямой передачи в боевых искусствах пылинки сдувают!


А вот у нас с Историей беда.. почему-то не ценим.. не храним..
А чего нам "историю" (чего-либо ценить) - забыли и пошли дальше - с возможностью как дети на мир насмотреть - каждый раз по-новому.

А ведь история - это память поколений, память о предках.. нет памяти о предках - нет корней.

Что у китайцев, что у японцев - у них в основе их культурного кода лежит понятие "первопредок" (явно божественный). В частности у китайцев понятие Бог (нет такого иероглифа) отсутствует, но есть понятие Небо. И первопредок явно волю небес проводил.. и следуя воле первопредка - мы следуем воле небес.

И вокруг этого "нарратива" и строится весь "восток" - как культурный код.

А нам, идущему по пути сказочного "игреца" - "Ивана-дурака", кажется, что мы настолько талантливые, что в любом поколении заново можем лествицу до Небес построить.. да что там строить - возьмем веревку подлиннее... кинем прямо в Небо и заберемся по ней. ))))
 

Комментарии

Сверху